Правильно составленная претензия поможет урегулировать спор до суда!
Претензия, направленная виновному лицу, является документом для восстановления нарушенных прав потребителя. Такой документ служит для разрешения споров мирным путем до направления обращений в судебные инстанции или в государственные учреждения.
Этот документ направляют виновным лицам, как правило, в следующих ситуациях:
- покупка бракованного или некачественного товара;
- оказание услуг ненадлежащего качества;
- получении страховых выплат с нарушениями прав автовладельца или требований российского законодательства;
- получение определенных сумм под проценты в кредитных учреждениях с договорными обязательствами, нарушающими права заемщика;
- многие другие подобные ситуации.
Правильно составленная и поданная претензия во многих случаях помогает избежать судебного разбирательства. Для грамотного оформления этого документа необходимо знать особенности такой документации, правила ее составления, способы подачи, и другие нюансы.
Особенности предъявления претензии
1. Пострадавшее лицо имеет право уведомить нарушителя о своих правах и требованиях. При этом виновный может согласиться с предъявленными ему требованиями. Вполне возможно, что ему будет это более выгодно.
2. Претензия должна содержать правильно сформулированные требования. Каждый пункт по правилам подкрепляется соответствующими доказательствами.
3. Все требования должны фиксироваться с указанием точного срока. Необходимо устанавливать реальный срок. Для успешного разрешения конфликта он должен быть не слишком тяжелым.
4. При подаче претензии важно произвести расчеты требуемой суммы и указать ее в документе вместе с расчетом. Способы расчета сумм могут отличаться в зависимости от ситуации.
5. К претензии могут быть приложены какие-либо необходимые документы (чеки, договор, ссылки на законодательные акты, и так далее).
6. При составлении претензий необходимо принимать во внимание возможность дальнейшего обращения в судебные инстанции. Поэтому требования не должны отличаться от тех, которые позже могут быть указаны в иске.
7. Если документально оформленные основания отсутствуют, то следует заручиться устными свидетельскими показаниями.
8. Составленная и оформленная претензия отправляется одним из трех возможных способов:
- вручение документа лично (обязательно под расписку);
- отправка почтой;
- пересылка сообщения на электронную почту.
Первый вариант трудно реализовать. При отправке почтой документ отправляется заказным письмом с уведомлением и описью вложения. В случае электронного сообщения необходимо обязательно сделать его распечатку. Но при этом следует учесть, что не каждый Суд принимает электронные документы.
9. Ответчик должен ответить на претензию в течение 30 дней. Если этого не произошло, можно обращаться в Суд. К искам прилагается копия поданной ответчику претензии вместе со всеми приложениями, если они были.
Законодательные нормы, используемые в процессе претензионного порядка разрешения споров
Согласно с российским Гражданским Кодексом подача претензий и рассмотрение гражданско-правовых дел в судебных инстанциях должна соответствовать следующим правилам:
- досудебное разрешение конфликтов путем направления претензии возможно лишь в отношении дел о передаче финансовых средств или материальных ценностей;
- исковые заявления принимаются в судах только по истечении 30 дней после направления претензий нарушителям;
- в принятии исков отказывают, если не пройдена процедура досудебного урегулирования конфликта;
- в ГК России также описаны случаи, когда претензионный порядок не обязателен.
Это нормы и правила зафиксированы в статье № 4 АПК РФ в 2016 году. Ранее порядок разрешения споров оставался на усмотрение пострадавшей стороны.
Правила написания претензии
Претензия подтверждает тот факт, что пострадавшая сторона пыталась разрешить конфликт без задействования судебных инструментов. Чтобы документ был принят в Суде, он должен быть составлен с соблюдением определенных требований.
Общие правила
1. Претензия оформляется письменно.
2. Законодательством не регламентируется вид конкретного образца документа. За основу берется формат обычного делового письма.
3. Содержание документа:
- наименование (“Претензия”);
- имя, фамилия, отчество, адрес, телефон пострадавшего лица;
- имя, фамилия, отчество, адрес, телефон или наименование с адресами и телефонами противоположной стороны;
- основания возникновения взаимных обязательств (договор, действие, нормативный акт, и так далее);
- предъявляемые требования;
- сообщение о подаче иска в случае отсутствия реакции на послание.
Правила написания претензий по поводу возврата некачественного товара
При написании претензий по поводу некачественного товара кроме реквизитов продавца и личных данных покупателя документ должен содержать обстоятельства, дату, время, и место совершения покупки. Также желательно приложить реквизиты товарных (кассовых) чеков, хотя их отсутствие и не является причиной для отказа в принятии претензии.
В претензии следует описать товар и его основные характеристики с указанием серийного номера, артикула, и так далее. Также необходимо описание недостатков. Можно предложить продавцу провести экспертизу. При проведении экспертизы товаров массой свыше 5 кг доставка осуществляется за счет продавца.
При подаче такой претензии покупатель может потребовать обменять покупку на аналогичный товар или вернуть деньги.
Важно! Следует внимательно заполнять реквизиты продавца и адрес торговой точки. В случае ошибки Суд откажет в принятии иска.
Правила написания претензий по поводу оказания некачественных услуг
Форма таких претензий схожа с формой претензий по любым другим случаям.
К ней добавляются лишь точно сформулированные требования:
- бесплатное устранение недостатков при их допущении;
- компенсация затрат;
- расторжение договора о предоставлении услуги;
- возмещение стоимости работ;
- скидка;
- оплата неустойки;
- и прочее.
Важно! Если был заключен договор без включения санкций, то требовать уплаты неустойки незаконно.
Правила написания претензии к страховой компании
Претензии к страховым компаниям по полисам “ОСАГО” подаются, если граждан не устраивают размеры или сроки выплат за ДТП. Документы оформляются так же, как и в предыдущих случаях.
Только к ним обязательно прикладывается перечень следующих документов:
- личные документы (паспорт или заменяющий его документ) обратившегося человека;
- доверенность от собственника автотранспортного средства;
- документы на автомобиль;
- свидетельство о страховании;
- протокол, составленный при ДТП;
- постановление о нарушении;
- справка о ДТП;
- извещение, если происшествие оформлялось без участия ГИБДД.
Важно! Если какие-то документы уже предоставлялись ранее, повторно подавать их не нужно.
Правила составления ответа на претензию
Если получатель не согласен с претензией и заявленными в ней требованиями, он должен дать свой ответ или как-то отреагировать на нее. В этом случае в ответе указывается, что именно его не устраивает.
Это могут быть следующие моменты:
- какие именно факты признаются полностью, а какие частично;
- когда ожидать выполнения требований;
- обоснование своих позиций с правовой точки зрения и приложением копий всех необходимых документов;
- высказанное желание об отсрочке.
Важно! Пострадавшая сторона может принять эти условия, может предложить другие условия, а может и сразу обратиться в Суд. Закон позволяет это сделать.
Резюме
Урегулирование конфликта в досудебном порядке является не только правом, но часто и желанием пострадавшей стороны. При возникновении конфликтных ситуаций всегда есть возможность решить вопрос мирным путем, составив и направив претензию. Этот документ является эффективным способом досудебного урегулирования вопроса. Претензия применяется в разных сферах услуг и торговли.
Законодательство регламентирует обязательный претензионный порядок. Суд не принимает к рассмотрению иски, если процедуры мирного урегулирования конфликтов еще не были осуществлены должным образом. Единственное требование — грамотное и верное оформление документов.